Right Track
Стартап на миллиард
или советы от партнера самого престижного бизнес-инкубатора Силиконовой долины
Y combinator - это один из крупнейших американских бизнес-инкубаторов, созданный в 2005 году и инвестирующий в молодые и перспективные преимущественно технологические стартапы. В 2016 году в компании подсчитали, что более 30% финансируемых стартапов находились за пределами США, в результате чего Y combinator начал усиливать сотрудничество с 11 странами по всему миру, в числе которых и Россия. Среди компаний, в которые инвестировал Y combinator есть такие гиганты, как Airbnb, Dropbox, Coinbase, Reddit и многие другие. Общая оценка стоимости всех компаний, вышедших из Y Combinator, превышает $100 млрд, а количество компаний, оцениваемых более, чем в $100 млн, уже 93.
Первая заявка от российского стартапа, одобренная Y Combinator, поступила в 2014 году от команды ресторанного критика и бывшего редактора сайта "Афиша" Евгения Куйды, разработавшего Luka, личного помощника по выбору ресторанов и кафе. Акселератор Y Combinator прошли такие российские приложения, как Wakie (платформа для разговора с незнакомцем на любую тему), Chatfuel (конструктор чат-ботов), а также Scentbird (сервиc по продаже пробников дизайнерских духов через подписку).

Каждый год Ycombinator на основе работы с тысячами молодых компаний и глубокого анализа рынка публикует приблизительные требования для стартапов, в которые компания с наибольшей вероятностью вложит деньги. С вариантом этого годы вы можете ознакомиться по ссылке.
Партнер Y Combinator, инвестор с 20-летним опытом, а также создатель Gmail Пол Бакхейт собеседует в год более тысячи стартапов. Не так давно он выступал в школе инвесторов бизнес-инкубатора Y Combinator и рассказывал о том, каким должен быть идеальный стартап, как за 10 мин понять, что перед вами идея, которая завоюет мир, и почему даже гениальные продукты зачастую проваливаются. Вот, к каким выводам пришел инвестор за свой многолетний опыт.

Плохая идея (на первый взгляд)

Как инвестор Пол Бакхейт обращает внимание не только на хорошие идеи. Дело в том, что гениальных проектов, которые с самого начала вызывают всеобщее одобрение, не так уж и много. А если такие и есть, то их давно уже используют крупные компании, которые обладают большим преимуществом в плане ресурсов и влияния. Стартапы должны предлагать то, что для крупных игроков бизнеса может показаться абсурдным, чересчур рискованным и иногда даже бесполезным.

В качестве примера Пол демонстрирует следующий логотип:


Как вы думаете, какой компании он принадлежит?
На картинке изображена рука Ларри Пейджа, разработчика и основателя Google, который с этим логотипом пытался продать свой университетский проект всего лишь за $1 млн самым крупным интернет-компаниям того времени: Yahoo, Excite, Infoseek. К счастью для него, никто этот проект покупать не согласился, посчитав, что поисковая система никому не нужна.

Еще несколько лет назад идея машин с автопилотом казалась нереализуемой, слишком дорогостоящей и опасной. Сегодня это реальность. Небольшим компаниям казалось невозможным заниматься самоуправляемых автомобилей. Однако в качестве примера Пол приводит стартап Cruise Automation, который разрабатывал системы для создания таких машин. В результате он был замечен General Motors и был приобретен за миллиард долларов, тем самым вернув вложения в 50-кратном размере.


Команда

Без хорошей команды сотрудников любой стартап обречен не неминуемый провал. Работники должны не только разделять ценности компаний, но и делать работу так, как не сможет никто из ваших коллег. При интервьюировании новых сотрудников вы должны принимать тех, кто мыслит быстрее и лучше вас. Если вам кажется, что работу, которую они выполнили по истечении испытательного срока, вы сами могли бы сделать лучше, то инвестировать в такого человека не надо.

В качестве примера он приводит случай, с которым он столкнулся при разработке Google Maps. Один из его коллег Брэт Тэйлор был не удовлетворен проделанной работой, посчитав текущую версию карт слишком громоздкой и неудобной. В результате он за выходные целиком переписал JavaSkript, над которым трудилась целая команда на протяжении долгого времени, сократив его в три раза и сделав его в 10 раз быстрее.

Другой тип работников, которых остерегается Пол Бакхейт, – это люди с идеальными резюме, никогда не совершавшие ошибки, отказывающиеся идти на риски. Поскольку работа в молодых компаниях подразумевает экспериментирование с бизнес-моделью, а также неизбежно связана с ошибками, такие люди могут оказаться не в состоянии преодолевать кризисы, извлекать из ошибок выгоду и двигаться дальше.
Чем руководствуются успешные бизнесмены, инвестируя в молодые стартапы?
Как создать привлекательный для инвестиций бизнес?