Мозг предпринимателя отличается от мозга рядового менеджера?
Многие практики заявляют, что предприниматели думают более творчески, чем менеджеры, потому что нейронные связи в их мозге связаны по-другому. Недавно академические исследователи начали серьезно изучать этот вопрос. Исследовательская группа ученых-нейробиологов и бизнес-школ из Италии и Швейцарии недавно использовали методы функциональной магнитно-резонансной томографии для сбора изображений мозга предпринимателей и менеджеров, которые брали на себя задачу поиска альтернативных подходов к решению проблемы во время испытания. Это ученые называли «разведкой». Исследователи обнаружили, что, когда предприниматели искали новые механизмы действий, они были более склонны использовать правую часть префронтальной коры, связанной с творчеством,чем менеджеры. Менеджеры обычно использовали только левую сторону, которая связана с логическим мышлением.Почему мозги предпринимателей и менеджеров по-разному подошли к решению проблемы? Как пишет один из авторов, разница в жизненном опыте может заставить предпринимателей и менеджеров думать разными способами. Типы ситуаций, с которыми обычно сталкиваются предприниматели, сильно отличаются от тех, с которыми сталкиваются рядовые менеджеры. В конце концов, многие исследования показывают, что человеческий мозг очень «пластичен» - он изменяется в зависимости от навыков и опыта.


Швейцарско-итальянская исследовательская группа обнаружила некоторые доказательства, подтверждающие это объяснение. Менеджеры, чья работа была менее рутинна, как правило, приближались к механизмам решения задач, более сходным с предпринимателями. Предприниматели могут подходить к проблемам по-разному, потому что они «жестко привязаны» к использованию творчества. Как признают авторы исследования, люди, которые рождаются с тенденцией к творчеству, могут быть привлечены к предпринимательству больше, чем управлению.


Генетика тоже может быть ответственна за эту тенденцию. Исследования, проведённые на более чем 3000 британских близнецов, показали, что одни и те же генетические факторы, которые объясняют наличие «творческой жилки», также заставляют людей с большей вероятностью идентифицировать новые возможности для бизнеса и начать работу с компаниями. Ранние исследования показали, что одни и те же генетические предрасположенности, которые заставляют некоторых людей постоянно искать искать новизну, также влияют на их шансы существовать в бизнесе. Кроме того, в исследованиях, проведенных группой молекулярных генетиков, обнаружили, что версия одного из генов, которая регулирует уровень допамина в мозге и которая связана с тенденцией к поиску новизны, была более распространена среди предпринимателей, чем обычных менеджеров.


Гормоны могут быть еще одним способом, через который генетика влияет на то, как думают предприниматели. Исследование, проведенное в 2006 году, показало, что мужчины с более высоким базовым уровнем тестостерона более терпимы к риску и более склонны быть предпринимателями, чем мужчины с более низким уровнем базового тестостерона. Исследование 2011 года показало, что предприниматели, которые подвергались воздействию большего количества тестостерона ещё в утробе матери, имели более активно растущие фирмы, чем те, кто подвергался воздействию меньшего количества гормона.


Поскольку ученые до сих пор изучают эти вопросы, мы все ещё узнаем больше о роли, которую природа и воспитание играют в учете различий между предпринимателями и менеджерами. Хотя будущие исследования, несомненно, покажут, что воспитание играет значительную роль, ученые подозревают, что двигаются в правильном направлении: изучать генетику и работу мозга предпринимателей и менеджеров необходимо.