Забытый историей успех
Или как компании с огромным потенциалом лишились всего
Meerkat, MySpace, Vine, Yahoo, что объединяет эти компании?

Покорившие когда-то рынок своими гениальными идеями и принципиально новыми продуктами, все эти бренды (кроме Yahoo) из-за своих ошибок и неспособности противостоять конкурентам остались забыты в истории. Рассказываем, что они сделали не так.



Meerkat
Сумев в 2015 году привлечь инвестиции размером в $14 млн от больших имен Cиликоновой долины и Голливуда, создатели мобильного приложения Meerkat, позволявшего пользователям вести прямые онлайн-трансляции, уже через год публично заявили о своей неудаче, а также удалили платформу из App Store. Во время пика своего недолгого успеха основатели Meerkat уделяли слишком много внимания продвижению через лидеров общественного мнения, забывая улучшать далеко не идеальный пользовательский опыт и интерфейс. Сокрушительный удар по компании нанесло альтернативное приложение Periscope, приобретенное компанией Twitter и предлагающее благодаря гигантским бюджетам более доработанные услуги онлайн-трансляций. Уже позже подобные функции ввел и Facebook.


MySpace
В то время как неудачу Meerkat можно частично оправдать агрессивными действиями конкурентов в короткий период, то провал MySpace, по-настоящему первой крупной социальной сети, этим объяснить нельзя. Запущенный в 2004 году Myspace был уже через год приобретен крупнейшим международным медиахолдингом News Corporation за $580 млн. На протяжении следующих трех лет платформа оставалась самой крупной социальной сетью во всем мире, а в 2006 году в США MySpace обогнала по посещаемости Google. В лучший период Myspace оценивалась в $12 млрд, однако уже в 2011 году соцсеть была продана всего за $35 млн. Главная причина краха - уверенность в собственном успехе, неспособность адаптироваться к новой среде, нежелание меняться.

  • Нацеленная изначально на подростковую аудиторию MySpace не смогла создать продукт, отвечающий потребностям более взрослого поколения;

  • Громоздкий дизайн, который с годами практически не менялся, огромное количество рекламы, мешающее восприятию, а также проведенный в 2011 году ребрендинг, согласно которому сайт позиционировался как сугубо "развлекательный", заставляли пользователей искать альтернативные сервисы;

  • Такой альтернативой выступил Facebook, который учитывал все ошибки MySpace и создавал простую в использовании и постоянно обновляющуюся платформу для общения.

Vine
Приложение для создания и публикации со смартфона 6-секундных видеороликов Vine было создано в 2012 году и вскоре было приобретено компанией Twitter за $30 млн. Vine не стало платформой для ежедневного обмена видео, как это изначально предполагалось, а переросло в нечто иное. Креативные и запоминающиеся короткие ролики стали настоящим культурным феноменом. За годы работы Vine на платформе появилось огромное количество известных на весь мир мемов, а также селебрити нового поколения. В 2013 году Vine стало самым скачиваемым приложением как в App Store, так и в Google Play. Однако каким бы любимым ни была платформа Vine, которая к декабрю 2015 года насчитывала уже 200 млн активных пользователей, в 2016 году Twitter ее закрывает, оставляя пользователям лишь возможность просматривать загруженные ранее ролики.

  • Одним из сильных потрясений для Vine было введение в Instagram в 2013 году нового формата: 15-секундных видеороликов. Затем подобные функции появились в Snapchat и Facebook.

  • После того, как Twitter приобрел Vine, он начал показывать 6-секундные ролики прямо на своей платформе, лишая пользователей необходимости скачивать и открывать отдельное приложение.




Yahoo - это платформа, объединяющая поисковую система и сервис электронный почты, которая на пике своей популярности оценивалась в баснословные $125 млрд. Однако в 2017 году Yahoo был приобретен крупной американской телекоммуникационной компанией Verizon всего лишь за 4% от этой суммы. Роковые ошибки в управлении, траты гигантских сумм на реализацию стратегий, которые ни к чему не приводили из-за непродуманных предполагаемых конечных результатов, нежелание конкурировать с набиравшим обороты Google: все это повлияло на качество продукта и потерю популярности.
Какие выводы можно извлечь из этих примеров?
1) Долгосрочное планирование и глубокое понимание рынка - основа ведения любого, а тем более крупного бизнеса;
2) Постоянное обновление своего продукта и своей бизнес-модели - современная необходимость;
3) Формат связи с аудиторией в выскоконкурентной среде диктует сама аудитория, а не компания, привязанность к одному формату может вас погубить;
4) Гениальная идея и временная стабильность - это еще не успех.

Как построить долгосрочный план развития компании, с кем советоваться, откуда получать инвестиции?