right Track
С закрытыми глазами, но с идеей в голове
Или как не стать причиной провала собственной компании?
Альтернативная социальная сеть Snapchat, не обладающая в России такой огромной популярностью, как в США и Европе, позволяющая мгновенно делиться видеосообщениями, за годы своего существования добилась настоящего успеха и выстояла на рынке, сохранив свою индивидуальность, несмотря на многочисленные попытки конкурентов переманить аудиторию Snapchat на свои платформы, как, в частности, сделали Instagram и Facebook, запустив новый формат общения - "Stories".

Сумев ответить на потребность преимущественно молодых людей в сочетании общения, приватности и творчества, Эван Шпигель, основатель Snapchat, был больше похож на художника, чем на гендиректора, который обладал четким представлением того, каким должно быть его приложением, из-за чего он не всегда прислушивался к мнениям других, а иногда и полностью пренебрегал цифрами. И до определенного момента это работало.


.
В период с 2014 года до первого квартала 2017 года число активных пользователей Snapchat выросло с 46 до 166 млн. В 2017 году компания провела IPO, в ходе первичного размещения компания привлекла около $1,2 млрд при оценке в $24 млрд.
Затем компания столкнулась с серьезными проблемами:

  • Новый предложенный дизайн приложения был полностью отвергнут пользователями, а также известными личностями (Ким Кардашьян и Кайли Дженнер публично заявили, что перестают пользоваться Snapchat);
  • После IPO компанию покинули 20 топ-менеджеров, последним был финансовый директор компании Тим Стоун;
  • Компания впервые столкнулась с большим оттоком пользователей: за первый квартал 2018 года соцсеть покинуло 3 млн человек;
  • Акции компании за 2018 год обвалились более чем на 50%, а ее рыночная капитализация сократилась почти вчетверо — с $25,5 млрд до $6,5 млрд.

Итак, что пошло не так?
Несмотря на бурную активность конкурентов, а также проблемы с обработкой персональных данных (в ноябре компания получила повестки в суд от Министерства юстиции и Комиссии по ценным бумагам США), ключевой и наиболее очевидной проблемой остается ошибки в управлении, а также отсутствие объективного восприятия реальности у руководителя и генерального директора компании - Эвана Шпигеля.

  • Решение провести редизайн приложения, которое вызвало негодование у пользователей, было принято Шпигелем в одностороннем порядке без учета мнений сотрудников, а также результатов маркетинговых исследований. Несмотря на явные недочеты при тестировании новой версии, сотрудники были вынуждены оставлять все, как есть, следуя установленным Шпигелем жестким дедлайнам.

  • Эван Шпигель, полагаясь только на собственную интуицию и свое представление о потребностях рынка, решил создать новый продукт - очки для записи видео под названием Spectacles. Проект был обречен на провал, в результате которого компания потеряла $40 млн.

В период серьезного кризиса, сопровождающегося уходом ключевых сотрудников компании, падением инвестиционной привлекательности и оттоком пользователей, Эван Шпигель все-таки решил изменить свой подход к управлению бизнесом: он начал проводить регулярные совещания с коллегами, которые должны помочь вывести Snapchat из трудного предложения и позволить руководству принимать более взвешенные и объективные решения.

Проблемы, с которыми столкнулся гендиректор и основатель Snapchat, являются закономерным следствием развития любого бизнеса, когда идея, на которой была построена компания, а также выбранная бизнес-модель требуют глубоких преобразований, связанных с изменениями ситуации на рынке и появлением новых трендов, а также изменением потребностей целевой аудитории.
Задумайтесь о будущем вашего бизнеса уже сегодня!